Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

Добрый день, дорогой посетитель. В этой статье идёт разговор про Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что сможем решить Вашу проблему

Комментарий к Статье 57 ЗК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам возмещения убытков правообладателям земельных участков при ущемлении их имущественных прав. При этом в данном случае речь идет об ущемлении имущественных прав в результате правомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления или иных лиц. Поэтому возмещение убытков в данном случае не может рассматриваться как мера юридической ответственности. Возмещению убытков в результате совершения правонарушения посвящены нормы ст. ст. 62 и 76 комментируемого Кодекса <503>.
———————————
<503> См
. комментарий к ст. ст. 62 и 76 ЗК.

В рассматриваемой статье названы 5 обстоятельств, которые могут стать причиной возмещения убытков правообладателям земельных участков:

1) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временное занятие земельных участков;

4) ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

5) изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка <504>.
———————————
<504> В проекте Федерального закона N 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Документ опубликован не был. Доступ из ) предлагается исключить из указанного перечня обстоятельство, связанное с изменением целевого назначения земельного участка без согласования с его правообладателем, а ограничение имущественных прав, указанное в подп. 4 п. 1 ст. 57 ЗК, конкретизировать целью резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Следует обратить внимание на то, что комментируемая глава называется «Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд», тогда как перечень юридических фактов, из которых вытекает обязанность возмещения убытков, гораздо шире, что свидетельствует о несовершенстве законодательной техники.

Перечисленные выше обстоятельства, как мы указывали ранее, ущемляют имущественные права правообладателей земельных участков, что может выражаться как в принудительном прекращении прав на землю, так и в ограничении этих прав <505>. Непреложным условием такого ущемления является обязанность тех лиц, в интересах которых осуществляются вышеперечисленные действия, в полном объеме возместить убытки «пострадавшим» правообладателям, включая упущенную выгоду.
———————————
<505> См. подробнее: комментарий к главе 7 ЗК.

Право требования полного возмещения причиненных убытков лицу, право которого нарушено, зафиксировано также в п. 1 ст. 15 ГК.

В названной норме гражданского законодательства раскрывается понятие убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Применительно к рассматриваемым отношениям проиллюстрируем возмещение реального ущерба и упущенной выгоды на примере с ухудшением плодородия земель сельскохозяйственного назначения в результате деятельности расположенного поблизости предприятия. В данном случае в качестве реального ущерба компенсации будут подлежать затраты на приведение качества земельного участка в первоначальное состояние, а упущенная выгода будет компенсироваться в виде недополученного дохода, выраженного в уменьшении объемов произведенной продукции в силу ухудшения плодородия земли на период до полного восстановления нарушенных свойств земельного участка.

Пунктом 2 комментируемой статьи определен круг субъектов земельных отношений, которые вправе требовать возмещения убытков при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 57 ЗК. Перечень таких субъектов условно можно разделить на две группы: собственники земельных участков и вторичные пользователи земельных участков, к последним из которых относятся землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

По правилам комментируемой статьи вторичные пользователи земельных участков могут получать возмещение убытков, включая упущенную выгоду, при возникновении любых обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 57 ЗК. Собственникам же земельных участков доступно право требования возмещения убытков только вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков и ограничения прав собственников земельных участков, в том числе, например, при установлении зон с особыми условиями использования земель.

Собственники земельных участков лишены права требовать возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями комментируемой статьи, поскольку для них нормами ст. ст. 49 и 55 ЗК предусмотрен специальный режим компенсации подобного имущественного ущерба, выражающийся в предварительном и равноценном возмещении стоимости земельного участка <506>. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется ст. 281 ГК.
———————————
<506> См. подробнее: комментарии к ст. ст. 49 и 55 ЗК.

Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается источник возмещения убытков в зависимости от субъекта, в интересах которого совершаются вышеперечисленные действия, которыми ущемляются имущественные права правообладателей земельных участков. Это могут быть средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, если действия, направленные на принудительное отчуждение или ограничение имущественных прав правообладателей земельных участков, осуществляются в интересах соответствующего публично-территориального образования, или же средства гражданина или юридического лица, если указанные действия совершаются в их интересах.

Так, например, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд ключевым моментом с точки зрения определения источника возмещения убытков является то, в пользу какого субъекта изымается данный земельный участок: государственного учреждения, финансируемого за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, или же коммерческой организации, получающей изъятый земельный участок. Следует заметить, что в силу п. 1 ст. 279 ГК выкуп изымаемого земельного участка осуществляется исключительно за счет бюджетных средств.

Норма п. 4 комментируемой статьи регулирует порядок расчетов размеров возмещения убытков при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 57 ЗК, согласно которому оценка имущества правообладателей земельных участков осуществляется с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении имущественных прав указанных лиц.

Данный порядок является единым для всех правообладателей земельных участков и не зависит от способа причинения убытков. В этом отношении комментируемая норма призвана определить фиксированный размер компенсации, подлежащий уплате собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в случае ущемления их имущественных прав. Ведь, к примеру, процесс изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд занимает длительное время, что может значительно увеличить сумму причитающейся выплаты.

Таким образом, рассматриваемая императивная норма, с одной стороны, способствует недопущению правообладателям земельных участков произвольно влиять на размер компенсации и тем самым, в частности, предотвращает излишние потери бюджета, а, с другой стороны, обеспечивает принцип справедливого возмещения убытков вне зависимости от вида права на земельный участок или способа причинения таких убытков.

При определении порядка возмещения убытков правообладателям земельных участков законодатель отсылает к положениям Постановления Правительства РФ от 7 мая 2021 года N 262, которым утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц <507>.
———————————
<507> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

В названных Правилах перечислены документы, служащие основанием для возмещения убытков. Применительно к компенсированию имущественных потерь собственников земельных участков таковыми являются:

— соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

— решение суда.

В свою очередь, в качестве основания для возмещения ущерба вторичных пользователей земельными участками выступают следующие документы:

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

— решение суда.

По общему правилу размер убытков, причиненных правообладателям земельных участков вследствие наступления обстоятельств, сформулированных в п. 1 комментируемой статьи, определяется по соглашению сторон. В случае же недостижения договоренности между сторонами споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке (См., например, Постановления ФАС СЗО от 31.07.2012 по делу N А21-3217/2011 <508>, ФАС ПО от 18.05.2012 по делу N А65-5409/2011 <509>).
———————————
<508> .

<509> .

Особенности определения размера убытков в зависимости от вида права на земельный участок и способа причинения убытков установлены в п. п. 6 — 9 указанных Правил.

Другой комментарий к Ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья определяет порядок возмещения убытков, причиненных лицам, использующим земельные участки, в случаях правомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления или иных лиц. К таким действиям относятся изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; временное занятие земельных участков; ограничение прав лиц на земельные участки; ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц; изменение целевого назначения земельного участка.

В указанных ситуациях причинение убытков есть результат правомерных действий, поэтому возмещение ущерба не может рассматриваться как мера юридической ответственности.

Определены источники, из которых возмещаются причиненные убытки. Так, убытки возмещаются за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Принцип расчетов размера возмещения причиненных убытков заключается в следующем. Убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Порядок возмещения убытков в этих случаях регулируется Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 мая 2021 г. N 262.

Правила предусматривают, что убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену). Порядок определения выкупной цены в таких случаях регулируется гражданским законодательством.

Основаниями возмещения убытков собственникам земельных участков могут быть: соглашение о временном занятии земельного участка между его собственником и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника, соглашение об установлении сервитута; акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решение суда.

Размер убытков, причиненных собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам в результате изъятия для государственных или муниципальных нужд или временного занятия земельных участков, ограничения их прав либо ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями*(16). Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Размер убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случае временного занятия земельных участков, определяется следующим образом: учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

Когда определяется размер убытков, причиненных собственникам земельных участков в результате ограничения их прав, то принимаются во внимание разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений; убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав. При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их земельных прав, учитываются убытки, которые эти лица несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Размер убытков, причиненных собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам в результате ухудшения качества земель вследствие деятельности других лиц, определяется с учетом тех убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

Комментарий к Ст. 57 ЗК РФ

1. Современное законодательство не содержит перечня и критериев определения объема и границ осуществления государственных и муниципальных нужд. На практике, как правило, не подлежит сомнению объем федеральных нужд. Это объясняется тем, что Российская Федерация, обладая всей полнотой государственной власти, может отнести к федеральным нуждам любые вопросы.

Региональные нужды, в отличие от федеральных, достаточно сложно определить. В то время как именно субъекты РФ осуществляют принятие и реализацию региональных целевых программ, остается открытым вопрос, насколько законно отнесение тех или иных вопросов к нуждам субъекта РФ. Перечень нужд субъектов РФ, разумеется, уже, чем федеральных, следовательно, региональные программы не могут противоречить федеральным. Однако фактически это единственное ограничение возможностей субъектов РФ, которое на практике приводит к конфликту с муниципальными нуждами.

Муниципальные нужды можно определить исходя из муниципального законодательства, а также устава конкретного муниципального образования. В отдельных случаях федеральный законодатель прямо изымает отдельные правоотношения из перечня муниципальных нужд. Так, со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ к муниципальным нуждам не могут относиться вопросы жилищного строительства. Это порождает массу проблем у муниципальных образований, которые вынуждены отказаться от практики заключения инвестиционных контрактов с застройщиками. На основании подобных контрактов орган местного самоуправления обеспечивал изъятие земельного участка под ветхим жильем в интересах застройщика, а застройщик, в свою очередь, помимо сноса ветхого и строительства нового жилья, осуществлял иные действия, направленные на обеспечение интересов муниципального образования. В современных условиях муниципальные образования фактически не могут навязать застройщику реализацию муниципальных интересов. То есть инвестиционные потоки в жилищное строительство и прибыль от реализации готового жилья проходят мимо муниципальных интересов, лишая муниципальные образования возможности реализации муниципальных задач с помощью привлеченных от частных застройщиков и инвесторов средств.

Решение об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно подкрепляться документами территориального планирования. При отсутствии данных документов в соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса запрещается изъятие земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Формально намерение изъять земельный участок подтверждается актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо решением суда.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии со ст. ст. 49 и 55 ЗК. При этом ст. 63 ЗК закрепляет гарантии прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Собственники земельных участков обладают гарантией предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения недвижимого имущества в соответствии со ст. 35 Конституции России. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. В связи с этим отношения комментируемой нормы не распространяются на собственников земельных участков, которым предоставляется либо равноценный земельный участок, либо возможность выкупа земельного участка по рыночной стоимости.

Ухудшение качества земель может произойти как вследствие деятельности смежных землепользователей, так и в результате деятельности других лиц. Контроль за предотвращением ухудшения качества земельных участков осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. N 689 «О государственном земельном контроле» <1>. Помимо материалов государственного земельного контроля, документами, подтверждающими ухудшение качества земель, могут выступать акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц либо решение суда.
———————————
<1> СЗ РФ
. 2006. N 47. Ст. 4919.

Как правило, возмещение ухудшения качества земель происходит в отношении земель сельскохозяйственного назначения, основной качественной характеристикой которых является плодородие. В этом случае в качестве реального ущерба компенсируются затраты на приведение качества земельного участка в первоначальное состояние. В качестве упущенной выгоды компенсируется недополученный доход, выражаемый в уменьшении объемов произведенной продукции в силу ухудшения качества земельного участка на период до полного восстановления нарушенных свойств земельного участка.

Временное занятие земельных участков может иметь место, например, при временной передаче земельного участка в аренду для изыскательских работ. Проведение изыскательских работ, как правило, приводит к существенному нарушению свойств земельного участка. Пункт 7 ст. 22 ЗК РФ обязывает арендатора земельного участка в соответствии с договором аренды: привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка. Основанием для временного занятия земельного участка выступает соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка.

Ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 56 ЗК РФ. Наиболее распространенным основанием ограничений прав является установление зон с особыми условиями использования земель. К таким зонам относятся санитарно-защитные, охранные и иные зоны, правовой режим которых устанавливается в основном техническими условиями и правилами. При этом характер ограничений напрямую зависит от вида и статуса конкретной зоны. Ограничение прав осуществляется на основании акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка либо соглашения о сервитуте. При этом, если земельный участок становится непригодным для использования по целевому назначению после обременения его публичным сервитутом, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у них, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23 ЗК).

2. Комментируемая норма п. 2 определяет адресата получения средств от возмещения убытков. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относятся землепользователи, землевладельцы и арендаторы, могут получать возмещение только при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Правом на возмещение иных убытков, в том числе при ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, обладают только собственники земельных участков. Таким образом, четко отграничиваются гарантии на возмещение убытков собственников земельных участков и вторичных землепользователей. Собственники земельных участков согласно комментируемой статье лишены права на компенсацию при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, так как для собственников предусмотрен специальный порядок компенсации, рассмотренный в комментарии к п. 1 данной статьи. Во всех иных случаях убытки возмещаются непосредственно собственнику, вне зависимости от того, самостоятельно ли собственник использует земельный участок или передал его во вторичное использование. Вызвано это тем, что убытки по основаниям, указанным в подп. 2 — 4 п. 1 комментируемой статьи, причиняются прежде всего имущественным правам на земельный участок именно собственника, а не вторичных землепользователей.

Вторичные землепользователи при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд имеют право на возмещение их затрат, понесенных в связи с использованием земельного участка. Стоимость самого участка, разумеется, должна компенсироваться непосредственно собственнику земельного участка. Собственник же участка имеет право не только на получение рыночной стоимости земельного участка при его изъятии, но и на возмещение убытков, причиненных как непосредственно свойствам, так и правовому статусу земельного участка.

В то же время п. 2 комментируемой статьи не разрешает ситуацию, когда убытки могут быть причинены и собственнику земельного участка, и вторичному землепользователю. Например, если убытки причинены земельному участку, находящемуся в частной собственности и переданному на праве аренды. В этом случае убытки, особенно в виде упущенной выгоды, могут возникнуть как у собственника, так и у арендатора. Толкование нормы позволяет сделать вывод о том, что собственнику земельного участка убытки должны быть возмещены по правилам комментируемой статьи, а арендатор вправе требовать возмещения убытков по правилам гражданского законодательства. Также нормы гражданского права должны быть применены при пропорциональном возмещении убытков, если земельный участок находится в общей собственности.

3. Обязанность по возмещению убытков возлагается либо на лицо, которое причинило убытки, либо на лицо, в чьих интересах произошло действие, повлекшее причинение ущерба.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение убытков напрямую зависит от того, кто будет осуществлять удовлетворение этих нужд. Если земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), данные организации должны возмещать убытки за счет собственных средств, если на это не выделены отдельные бюджетные средства. Однако зачастую государственные или муниципальные нужды обеспечиваются негосударственными, в том числе коммерческими, организациями. Например, при реализации государственной программы развития топливно-заправочной сети региона строительство и эксплуатация автозаправочных станций осуществляются частными компаниями. В подобных случаях убытки должны возмещаться за счет средств указанных организаций.

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

4. Пункт 4 ст. 57 ЗК определяет срок расчетов размеров возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Вне зависимости от вида права на земельный участок и вида убытков устанавливается императив, согласно которому оценка имущества лиц, использующих земельный участок, осуществляется с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Это не значит, что принятие соответствующего решения должно предваряться процедурой определения стоимости имущества собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Основное значение данной нормы в том, чтобы позволить лицу, в чьих интересах были причинены убытки, либо лицу, причинившему ущерб, определить фиксированный размер компенсации. Поскольку реализация отдельных актов (например, акта об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) занимает достаточно длительное время, определение размера компенсации на момент изъятия участка может значительно увеличить сумму выплаты. Таким образом, комментируемая норма не позволяет собственникам земельных участков и вторичным землепользователям произвольно влиять на размер компенсации.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи порядок возмещения убытков устанавливается Правительством РФ. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2021 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России <1> по согласованию с Минэкономразвития России.
———————————
<1> Примеч. ред.: в настоящее время — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Навигация по записям

Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий →

Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2021 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2021 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2021 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2021 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2021 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2021 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2021 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2021 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2021 г.

    6 июня 2021 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2021 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2021 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) утратил силу с 1 апреля 2021 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

4.1) ограничением прав собственников расположенных на земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, лиц, с которыми заключены договоры социального найма или договоры найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, режим которых не допускает размещение данных объектов;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи;

3) иным лицам в случаях, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц — за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных настоящей главой, в том числе в связи с необходимостью сноса здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий, порядок заключения соглашения о возмещении убытков, условия такого соглашения и порядок возмещения убытков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Примеры материальной ответственности работника

    В каких случаях работник должен денег работодателю, амнистия работника за ущерб нанесенный предприятию, смягчающие обстоятельства

  • Все о заработной плате: Сроки, порядок, формы и место выдачи зарплаты

    Правила выдачи, исчисление сумм аванса и зарплаты, выдача зарплаты товаром, начисление заработной платы при увольнении

  • Полная материальная ответственность работника

    Привлечение работника к материальной ответственности, понятие бригадной ответственности, возмещение ущерба работником

  • Особенности дистанционной работы

    Какая работа называется дистанционной, преимущества и недостатки дистанционной работы, особенности оформления трудового договора при дистанционной работе

  • Трудовой договор на неполный рабочий день

    Неполный рабочий день — нормативная база, в каких случаях оформляется неполный рабочий день, как составить трудовой договор на полставки/неполный рабочий день

  • Заполнение трудовой книжки при увольнении

    Увольнение по собственному желанию, увольнение по соглашению сторон, как оформляется смерть работника, отказ от перевода

  • Как защититься от неправомерного увольнения

    Причины увольнения с работы, типичные конфликты возникающие у сторон трудовых отношений, соблюдение правильности процедуры увольнения сотрудников

  • Прием на работу. Испытания для соискателя.

    Собеседование при приеме на работу, тестирование при приеме на работу, испытательный срок при приеме на работу, медосмотр при приеме на работу, оформление приема на работу

  • Отпуск за свой счет или без сохранения заработной платы. Комментарий к ст. 128 ТК РФ

    В каких случаях работодатель обязан предоставить отпуск за свой счет, как оформляется отпуск без сохранения заработной платы, отпуск за свой счет по инициативе работодателя, какие последствия и риски несет отпуск за свой счет для работника

  • Ненормированный рабочий день: что это значит? Ищем ответ в Трудовом кодексе.

    Сколько часов может длиться ненормированный рабочий день, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, предусмотрена ли доплата за ненормированный рабочий день, сверхурочная работа и ненормированный рабочий день — отличия

  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2017 N 648 (ред. от 28.10.2021)

    «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (вместе с «Положением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства»)

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: