Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

Добрый день, дорогой посетитель. В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Приятного чтения

Другой комментарий к Ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Во всех случаях для образования новых земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, основанием для этого является решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Если возникает необходимость раздела земельных участков садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, земельных участков, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор; перераспределения земельных участков, то решение об образовании земельных участков может быть принято только на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Это означает, что инициатором процедуры образования земельных участков в указанных выше случаях могут быть землепользователи, землевладельцы или арендаторы, но не исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Эти органы могут инициировать данную процедуру в иных случаях.

В комментируемой статье определены также требования к составу документов, которые прилагаются к указанному выше заявлению, и к содержанию решений об образовании земельных участков.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 17 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.

2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отражены в ст. 30.2 ЗК РФ. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 мая 2021 г. N 265, проекты, в частности, должны соответствовать такому критерию, как консолидированность земельных участков для комплексного освоения и их принадлежность юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта, на праве собственности или ином законном основании.

3. Возможна ситуация, когда в федеральным законе закреплено требование о том, что образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа. В этом случае в заявлении об образовании земельных участков должны быть указаны реквизиты таких документов.

Как предусматривает ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае если по инициативе лиц, владеющих земельными участками, осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2021 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2021 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов, а также документации по планировке территорий допускаются при отсутствии документов территориального планирования. Разрешенный вид использования земельных участков, которые предназначены для размещения олимпийских объектов в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов, определяется в соответствии с указанной документацией. Разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов или образования земельного участка в соответствии с указанной документацией.

4. В Федеральном законе от 24 июля 2021 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» закреплены полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, в части образования земельных участков. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. В частности, Фонд осуществляет образование земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче для формирования имущества Фонда.

Согласно ст. 4 названного Закона Фонд вправе распоряжаться имуществом, которое передано в его собственность только определенными способами и для определенных целей, в частности путем образования земельных участков из земельных участков Фонда.

Комментарий к Статье 11.3 ЗК РФ

Комментируемая статья устанавливает основания образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По этой причине все пункты ст. 11.3 ЗК так или иначе связаны с принятием решений об образовании земельных участков, его реквизитами, прилагаемыми к решению документами. Статья 11.3 ЗК применяется с учетом положений ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК (полномочия публичных субъектов в области земельных отношений).

Пункт 1 ст. 11.3 ЗК формулирует перечень исключений из правила: подп. 2 является частью правил, которые предусмотрены для случаев комплексного освоения земельных участков в ст. 30.2 ЗК; правило подп. 3 является частью института «развитие застроенной территории» — п. 2.1 ст. 30 ЗК и глава 6 (ст. ст. 41 — 46.3) ГрК; правило подп. 4, установленное для случаев перераспределения, — отсылка к ст. 11.7 ЗК.

Заявительный порядок образования земельных участков для случаев, которые предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК, обусловлен тем, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения относятся к вещным правам (правам на имущество). Причем ограниченным, что выражается в данном случае в отсутствии полномочия на распоряжение. К сущности постоянного (бессрочного) пользования следует отнести то, что оно не может быть прекращено истечением какого-либо срока, а также по воле собственника, на основании административного акта или решения суда, если основание прекращения права не предусмотрено законом <122>. Приведенное положение можно распространить и на право пожизненного наследуемого владения. По этой причине решение об образовании земельного участка путем раздела помимо воли субъектов ограниченного вещного права самым непосредственным образом нарушает их права и законные интересы.
———————————
<122> Галиновская Е.А
. Применение земельного законодательства: проблемы и решения: Научно-практическое пособие. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2012. С. 108.

Что же касается права на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, то согласно п. п. 9 и 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК, права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 — 24 ЗК, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Из приведенных выше норм видно, что право на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, является, по сути, «отложенным» правом собственности (хотя со строго цивилистической точки зрения такое понятие может выглядеть некорректным), если прямо не указана принадлежность его на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поэтому административный акт (решение исполнительных органов) об образовании таких земельных участков без согласия на то правообладателя (не основанный на его заявлении в соответствии с п. 2 ст. 11.3) нарушает его законные права и интересы.

Вряд ли в практике применения п. п. 2.1, 3, 4 и 5 ст. 11.3 ЗК могут возникнуть какие-либо сложности как для исполнительных органов, принимающих решения об образовании земельных участков, так и для правообладателей, обращающихся с такими заявлениями.

Комментарий к Статье 11.3 Земельного кодекса РФ

Из структуры главы I.1 ЗК РФ видно, что законодатель посчитал необходимым выделить вопросы образования земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отдельную статью, тем самым определив, что процесс образования таких земельных участков характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с общими нормами об образовании земельных участков.

Эти особенности заключаются в определенном перечне документов, в соответствии с которыми могут быть образованы такие земельные участки. К ним относятся проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Таким образом, в приоритетном порядке образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории. Такой подход позволяет наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку он в полной мере отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществлению строительства на основании документации по планировке территории, на которых основано законодательство о градостроительной деятельности (п. 4 ст. 2 ГрК РФ). Согласно ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. На чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ч. 5 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Согласно ст. 46 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В связи с этим население может выражать собственное мнение относительно утверждаемой документации по планировке территории в части проектируемых границ будущих земельных участков, формирующихся для дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам. Это в полной мере соответствует юридической природе такого института, как публичные слушания . Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости (ч. 6 ст. 41 ГрК РФ).
———————————
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2021 г
. N 931-О-О (Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2), будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости.

Законодатель посчитал целесообразным сохранить и возможность образования земельных участков на основании схемы расположения земельного участка, поскольку, во-первых, применительно далеко не ко всем территориям в настоящее время разработаны и утверждены проекты межевания, позволяющие образовать земельные участки в соответствии с такими проектами, а во-вторых, в связи с тем, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ), что обусловливает невозможность и нецелесообразность подготовки и утверждения проекта межевания для образования отдельных земельных участков (например, на территориях с низкой плотностью застройки и низким спросом на земельные участки) или запрещена (например, образование земельных участков для выпаса скота, ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенного пункта, огородничества).

Разработка и утверждение проекта межевания территории является неотъемлемым этапом развития застроенных территорий (ст. 46.3 ГрК РФ), комплексного освоения территории (ст. 46.4 ГрК РФ), освоения земельных участков, предоставленных юридическим лицам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (п. 5 ст. 39.8, п. п. 4 и 5 ст. 39.10 ЗК РФ), установления границ земельных участков, занятых многоквартирными домами (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ), строительства и реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).
———————————
СЗ РФ
. 2005. N 1. Ст. 17; 2011. N 13. Ст. 1688.

В части образования земельных участков, занятых многоквартирными домами, обратим внимание на вывод ВС РФ, сделанный в Определении от 8 февраля 2021 г. N 303-КГ15-18725, указывающий на то, что по мнению ВС РФ отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом, в связи с чем в судебном порядке на орган публичной власти была возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом необходимо учитывать, что положения подп. 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливают необходимость образования на основании проекта межевания не только земельных участков, занятых многоквартирными домами, но и любых земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного такими домами. Как предусмотрено п. 35 ст. 1 ГрК РФ, элемент планировочной структуры — это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Применительно к образованию земельных участков для линейных объектов федерального, регионального или местного значения следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2021 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения комментируемой статьи были изменены путем исключения необходимости утверждения проекта межевания территории для целей эксплуатации существующего линейного объекта федерального, регионального или местного значения, поскольку ранее подп. 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривал необходимость утверждения проекта межевания для размещения, то есть в том числе и для эксплуатации (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ) линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Необходимость выделения в качестве самостоятельного вида документов, на основании которых осуществляется образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков объясняется правилами проектирования лесных участков, закрепленными в ст. 70.1 ЛК РФ. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Такая документация утверждается органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков.

Федеральным законом от 1 мая 2021 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена п. 4, предусматривающим возможность образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с особыми правилами, предусмотренными данным Законом. В частности, его положениями предусматривается возможность образования земельных участков на основании схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории. Концептуальной особенностью данной схемы является то, что она является непосредственным основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет при отсутствии межевого плана земельного участка (ч. 5 ст. 6 данного Закона).

Исходя из положений данной статьи местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Проведение работ геодезическими службами для составления новой карты с включением межевого плана границ

Для внесения данных в Государственный земельный кадастр необходимо определить площадь и границы надела

С помощью геодезических измерений узнают такие сведения о наделе, как:

  • линейный размер;
  • форма;
  • площадь;
  • географическое положение.

Сведения необходимы для составления плана надела и землеустроительного дела. Геодезисты пользуются:

  • GPS-техникой;
  • оптикой и лазерами.

GPS приборы принимают сигнал со спутников, позволяя:

  • максимально точно определить положение участка на местности (координаты);
  • изменить расстояние;
  • составить точную карту местности.

Их используют в любых климатических условиях, даже, если идут дождь, снег, местность покрыта туманом. Выданные ими данные обрабатываются автоматически сразу после получения. Для управления приборами не нужны специальные технические знания.

С помощью оптики и лазеров измеряют расстояние, угол и высоту. Они такие же высокоточные, могут быть применены в любое время года.

Геодезическое измерение участка проводят в соответствии с проектом, частью которого является технологическая схема, позволяющая понять, как и в каком порядке осуществлять работы. Геодезическая съемка местности включает следующие этапы:

  • подготовительный (кадастровый инженер изучает возможность проведения работ, имеющиеся в наличии документы, составляя предварительный план границ);
  • уведомление заинтересованных граждан и юрлиц;
  • установление координат, по которым будут расставлены межевые знаки;
  • формирование площади участка;
  • создание межевого плана.

План составляет компетентный сотрудник кадастровой службы. При его составлении пользуются кадастровым планом территории или выпиской из кадастра. Этот документ состоит из графической и текстовой части.

Графическая часть – собственно план участка с нанесением на него всех расположенных на земле объектов, указанием границ и способа проезда. Текстовую часть составляют сведения, подлежащие занесению в кадастр, информация, которая позволяет судить о том, что существующие границы согласованы с владельцами соседних наделов.

Важно! Заключительным этапом межевания считаются камеральные работы, предполагающие составление землеустроительного дела, оформление отчетов и окончательную проверку правильности полученных сведений.

Осуществление государственного кадастрового учета и подготовка документов

При образовании нового участка:

  • представитель муниципальных или государственных органов власти ставит свою подпись и печать (если необходимо) на заявлении с просьбой о выделении земли;
  • потенциальные собственники или муниципальные службы приглашают геодезистов для измерения сформированной территории;
  • геодезисты проводят нужные измерения, которые становятся частью нового межевого дела.

Вновь сформированный участок ставят на кадастровый учет, его наименование и основные данные появляются в государственном реестре недвижимости.

Занесение сведений о сформированном наделе в ГКН (Росреестр) происходит при наличии следующих документов:

  • межевого дела, в том числе, акта о формировании границ;
  • чертежа нового участка (осуществляют на местности профессиональные картографы);
  • акта об установлении межи и знаков (в обязательном порядке присутствуют представители государственных органов власти).

Если все документы составлены правильно, то участок вносят в базу ГКН, а собственнику выдают кадастровый паспорт. Процедура выписки паспорта платная. Физическим лицам придется оплатить 200 рублей, а юр. лицам – 600 рублей.

Кем принимается решение об образовании новых территорий

Как образуются земельные участки?

Решение об образовании новой территории принимает государственный или муниципальный орган власти. Основанием для этого становится заявление, поданное на имя конкретного учреждения со стороны садоводческого хозяйства или строительной организации.

Цель формирования – нужда в новой площади под земельные угодья или жилые дома. При этом проводится не просто физическое выделение земли из уже имеющегося участка путем слияния, уменьшения или увеличения его, а переписывания и переделывание всех документов.

Проводят геодезические работы (межевание), составляют новый кадастровый паспорт, изменяют данные о земле в государственном реестре недвижимости.

Возможность территорий, присутствующих в реестре, быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землей

Создание единой базы земельных наделов позволяет любому физ или юрлицу рассматривать каждый включенный в нее участок, в качестве объекта для купли-продажи или аренды, любой иной формы гражданско-правовых сделок.

Пример. Участок №2345 существует на деле, но информация о нем не занесена в реестр, поскольку не были проведены соответствующие работы по межеванию и формированию его границ. Пользоваться наделом владелец право имеет, но продать, сдать в аренду, осуществить в его отношении иную гражданско-правовую сделку, он не может. Такая возможность появляется только после формирования надела и занесения сведений о нем в реестр.

Формирование земельного надела с установлением границ участка и межевых знаков

Земельным наделом признается исключительно земля, границы которой определены установленным в ЗК РФ образом (ст. 11.1 ЗК РФ). Участок формируется в несколько этапов:

  1. Изучаются имеющиеся документы. При образовании нового надела ответственными органами, заказчиком работ, изучаются карты, кадастровые планы, созданные в процессе геодезических работ отчеты. Несмотря на то, что эти сведения могут быть устаревшими, определенное представление о земле, которую предполагается переделить, они предоставляют.
  2. Собственники соседних участков уведомляются о проведении работ по измерению и формированию новых границ земли.
  3. Устанавливаются новые межевые знаки во вновь определенных границах.
  4. Составляются новая карта. Этот документ содержит сведения из межевого плана.
  5. Оформляется земельное дело, межевой план.

С целью образования новой земли создается землеустроительная комиссия. Она состоит из сотрудников, представляющих земельный кадастр и лиц, участвующих в разделе земли (собственник, представитель муниципального органа власти).

Важно! Если новая территория была сформирована в установленном законом порядке, с соблюдением всех этапов, то проведенное межевание признают законным и сведения передают в ЕГРН.

В случае нарушения одного из пунктов, к примеру, несвоевременное сообщение о проведении кадастровых работ соседям, последние вправе оспорить законность осуществленной процедуры, поскольку они имели право присутствовать на всех ее этапах.

Если уведомление поступило, но собственники соседних участков его проигнорировали, права начинать спор, касающийся законности сформированного надела, они не имеют.

Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ

ФЗ РФ №221-ФЗ обязывает собственника участка, который планируется измерить и сформировать по новому, уведомить о подобном действии владельцев всех соседних наделов. Порядок оперативного уведомления соседей определен в ст. 42.7 ФЗ РФ №221-ФЗ.

Согласно этой статье лицо, заключившее контракт на проведение кадастровых работ, обязано разослать всем соседям уведомление о таковых не позже, чем за 10 дней до появления на его участке геодезистов.

Если работы проводятся по заказу муниципальных органов власти, то информация о них размещается в официальных СМИ, на сайте конкретного ведомства или садового сообщества, на информационных щитах. Извещение должно содержать:

  • информацию о субъекте РФ;
  • сведения о муниципальном образовании и населенном пункте;
  • номер кадастрового квартала (уникален);
  • сведений о географическом положении территории, выбранной для проведения работ, а также о ее статусе (к примеру, название лесничества или поселка, номер лесного квартала или номер участка, по которому его можно разыскать на карте);
  • адрес и контакты лица, заказавшего измерение участка;
  • адрес и контакты исполняющей работы организации;

Придется указать конкретное число, на которое запланированы работы, а также дату их предположительного окончания.

Важно! Конкретную форму извещения собственников-соседей выбирает орган нормативно-правового регулирования сферы кадастровых отношений.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Ситуации, при которых возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Сформировать новый земельный участок могут с целью:

  • выделения земли под фермерские угодья;
  • образования новых наделов с последующей передачей их под строительство;
  • расширения или сужения конкретной территории.

Необходимость в формировании нового надела, к примеру, возникает, если есть нужда в искусственном создании земли на водном объекте, контролируемом федеральными органами власти. Для этого на выбранный объект подвозят грунт и землю. Сформированной земля считается после ввода ее в эксплуатацию. Иногда новый надел образуется посредством раздела старого.

Пример. Гражданин Роминов Д.Т. решил продать часть принадлежащей ему земли. Для этого ему потребуется провести измерение всего участка и только после этого разделить его на доли, превратив каждую из них в самостоятельный надел.

Формирование нового земельного участка – юридически обоснованная процедура, производимая с целью образования новой территориальной единицы. При этом производится слияние, раздел, выделение из старых границ нового земельного надела.

Для этого в муниципальные или государственные органы власти собственником земли направляется соответствующее заявление. Всеми дальнейшими работами занимаются кадастровые службы.

Как происходит формирование земельных участков, каковы требования к ним рассказано в данном видео:

13 Авг 2021      Виктория М.    
    577      

Государственный реестр недвижимости

Внесение данных в ЕГРН является единственным законным способом подтверждения прав на недвижимость конкретного лица. Сведения, содержащиеся в реестре общедоступны, они выдаются каждому желающему в виде выписки. Для получения ее достаточно уплатить госпошлину.

Важно! Новый участок может считаться окончательно сформированным только после занесения сведений о нем в ЕГРН.

Образование территории до того момента, как она перейдет в руки нового собственника

Формирование нового участка может происходить путем деления или объединения земель

Существуют следующие способы формирования новых территорий:

  • земля выделяется для нужд садоводческого общества и строительной организации (ИЖС и ЛПХ);
  • происходит простое разделение большей территории на несколько меньших по площади наделов;
  • два, три и более участка совмещают вместе в один большой надел;
  • земли, находящиеся в фонде, перераспределяют.

Далее производятся все необходимые для придания произведенным действиям юридической силы, процедуры – межевание, измерение площади, внесение данных в государственный реестр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: